главная     либерея     теория     студенту     ссылки     поиск  

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЕХ ВЛАДИМИРСКИХ

Древнерусский вариант


Рюрик. ''Титулярник'', XVII в.

     …И в то время некии воевода новгородцкий, именем Гостомысл, скончевает свое житие, и созва вся владелца Новагорода, и рече им: «О мужии новогородьстии, совет даю вам аз, яко да пошлете в Прусьскую землю мужа мудрыя и призовите от тамо сущих родов владелца себе». Они же шедше в Прузскую землю и обретоша тамо некоего князя именем Рюрика, суща от рода римъскаго Августа царя, и молиша князя Рюрика посланьницы от всех новогородцов, дабы шел к ним княжити. Князь же Рюрик пришед в Новъгород, имея с собою два брата, имя единому Трувор, а другому Синеус, а третей племянник его с ним имянем Олег; и от того времени наречен бысть великий Новград, и нача князь великий Рюрик первый княжити в нем в лето 6375. От великаго князя Рюрика князь Владимер 4-е колено, иже просвети Рускую землю святым крещением в лето 6496.

     Поставление великих князей русских откуда бе, и како начашася ставити на великое княжение святыми бармами и царским венцем.

     В лета 6622 бысть сии князь великий Владимер Всеволодович, Манамах, князь великий киевъскии, пранук великаго князя Владимера, просветивъшаго Русскую землю, от него же 4-е колено. Той бо Мономах прозвася от таковыя вины.

     Егда седе в Киеве на великое княжение, начат съвет творити со князи своими, и з боляры, и с велможи, глаголя тако рече: «Егда аз мал семь преже мене царствовавших и хорюгви правящих скипетра великия Росия, якоже князь великий Олег ходил и взял со Царяграда велию дань на вся воя своя, и потом великий князь Всеслав Игоревич ходил и взял на Констянтине граде тяжчаишую дань. А мы есмя божнею милостию настолницы своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича и наследницы тоя же части от бога сподоблены, и ныне убо съвет ищу от вас, моея полаты, князей и бояр, и воевод, и всего над вами христолюбиваго воинства, и да превознесется имя святыя и живоначальныя троица вашея храбрости могутством божиею волею с нашим повелением, и кии ми съвет воздаете?» Отвещаста же великому князю Владимеру Всеволодовичю князи, и бэляря его, и воеводы и реша ему: «Сердце царево в руце божий, якоже есть писано, а мы есмя вей раби твои под твоею властию». Великий же князь Владимер збирает воеводы благоискусны, и благоразумны, и благоразсудны, поставляет чиноначалники, и сотники, и пятидесятники, и совокупи многи тысяща воинств и отпусти их на Фракию Царяграда области, и поплениша их довольно, и возвратишася со многим богатеством здрави во свояси.

     Тогда бе во Цареграде благочестивый царь Констянтин Манамах и в то время брань имея с персы и с латины. И составляет съвет благ премудрый царьскии, отряжает ужо послы своя к великому князю Владимеру Всеволодовичю митрополита ефесскаго Неофита от Асия и с ним два епископа, митулинскаго и мелетинскаго, и стратига антиохийскаго, игемона иерусалимского Иеустафия, и иных своих благородных. От своея же царьския выя снимает животворящий крест от самого животворящего древа, на немъже распятся владыка Христос, снимает же от своея главы царский венец и поставляет его на блюде злате; повелевает же принести крабейцу сердоликову, из нея же Августия царь римский веселящеся, посылает же и ожерелие, сиречь святыя бармы, иже на плещу свою ношаше, и чепь от злата аравитскаго сковану, и ины многи дары царьския, и дасть их митрополиту Неофиту и епископом и своим благородным посланником, и отпусти их к великому князю Владимеру Всеволодовичю, моля его и глаголя: «Приими от нас, боголюбивыи и благоверный княже, сия честные дарове, иже от начатка вечных лет твоего родства и поколениа царьских жребии на славу и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия. О нем же начнут молити тя наши посланницы, что мы от твоего благородия просим мира и любве, яко да церкви божия безмятежна будут и все православие в покои да пребудет под сущею властию нашего царства и твоего волнаго самодержавства великия Росия, да нарицаешися боговенчанный царь, венчан сим царьским венцем рукою святейшаго митрополита кир Неофита с епископы». И с того времени князь великий Владимер Всеволодович наречеся Манамах, царь великия Росия, и потом пребыста прочаа времена с царем Констянтином князь великий Владимер в мире и любви. Оттоле и доныне тем царьским венцем венчаются великий князи владимерстии, его же прислал греческий царь Констянтин Манамах, егда поставятся на великое княжение росииское...

 
Источник:О, Русская земля! / Сост., предисл. и примеч. В.А.Грихина. – М.: Сов. Россия, 1982. – С.107-109, 291-293, 341-342. – сер. «Б-ка рус. худож. публицистики».
Электронный источник: http://ic.asf.ru/~/ppf/drl
 вывести на печать    найти в теории    вернуться в либерею
 смотри также
 перевод
 версия для печати
 информация
Легендарно-историческая повесть «Сказание о князьях Владимирских», созданная в конце XV — начале XVI в., по своим идеям и публицистическому пафосу примыкает к повестям о Вавилонском царстве. Здесь политическая теория централизованного Русского государства получает свое обоснование в официальной родословной московских государей, устанавливающей их непосредственное родство с Рюриком, а через него с основателем Римской империи — Августом-кесарем, поскольку приглашенный новгородцами на княжение Рюрик происходил из рода Августа-кесаря. Следовательно, политическая легенда, возникшая на русской почве, связывала династию великих московских князей с представителями старейшей мировой монархии, закрепляла права московских государей на единодержавную власть.
 
    наверх
  главная     либерея     теория     студенту     ссылки     поиск  
  
 
историко - литературный портал
  "Древнерусская литература"
             © 2002 - 2003
при поддержке кафедры русской
 литературы и фольклора КемГУ

                             powered by parser3