главная     либерея     теория     студенту     ссылки     поиск  

Вопросы к экзамену

1. Возникновение древнерусской литературы, ее специфика.
2. Жанры древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы.
3. Переводная литература XI - XIII вв. Естественнонаучные и исторические сочинения.
4. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы.
5. Переводная беллетристика XI - XIII вв.
6. "Повесть временных лет". Типы летописного повествования.
7. "Повесть временных лет" как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники.
8. Летописное время. Концепция Д.С. Лихачева.
9. Абстрагированность и литературный этикет в древнерусской литературе.
10. Житие как жанр. Анонимное "Сказание о Борисе и Глебе" как произведение агиографического жанра.
11. "Житие Феодосия Печерского", его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств "Жития".
12. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника.
13. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XI - XIII вв.
14. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. "Поучение" Владимира Мономаха.
15. Торжественное красноречие. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона. Композиция "Слова...", его идейный смысл.
16. История открытия и изучения "Слова о полку Игореве".
17. "Слово о полку Игореве" и книжная традиция.
18. "Слово о полку Игореве" и устное народное творчество. Проблема влияний.
19. Сюжет и композиция "Слова о полку Игореве".
20. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер "Слов". Элементы символического пейзажа.
21. "Повесть о битве на реке Калке", "Слово о погибели русской земли" как повести о татарском нашествии.
22. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Композиция и стиль.
23. "Житие" Александра Невского. Элементы стиля воинской повести и жития.
24. Жанр хождения в древнерусской литературе. "Хождение" игумена Даниила.
25. "Моление" Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие.
26. Отражение и оценка событий монголо-татарского нашествия в "Словах" Серапиона Владимирского. Художественное своеобразие "Слов".
27. Отражение событий монголо-татарского нашествия в агиографической литературе XIII в. "Слово о Меркурии Смоленском", "Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора".
28. Предвозрождение в русской культуре XIV - первой половине XV в. Изобразительное искусство этого периода.
29. Литература XIV - первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм.
30. Историческая ситуация XIV в. События, лежащие в основе Куликовского цикла. "Сказание о Мамаевом побоище". Соотношение книжно-церковного и эпического стиля в "Сказании ..."
31. "Задонщина". Время создания, вопрос об авторе. Соотношение "Задонщины" и "Слова о полку Игореве". Композиция, образы, стилистические средства.
32. "Житие Сергия Радонежского". Композиционная структура и особенности стиля. Сопоставить с повестью Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский".
33. "Житие Стефана Пермского" Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.
34. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Художественное своеобразие произведения.
35. Литература XVI в. Основные идеологические течения. "Послание о Мономаховом венце" ("Сказание о князьях Владимирских", "Послание на звездочетцев" ("Москва - Третий Рим").
36. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Особенности стиля. Личность путешественника.
37. "Повесть о Дракуле". Художественное своеобразие произведения.
38. Иван Грозный как писатель. Стиль его посланий.
39. "Повесть о взятии Казани". Особенности повествования.
40. "Повесть об Азовском осадном сидении", ее художественное своеобразие.
41. Домострой. Проблематика. Структура памятника. Публицистическая направленность.
42. XVII век в русской литературе как переходное время от средневекового (древнерусского) типа литературы к литературе нового времени.
43. "Повесть об Ульянии Осоргиной" как житийно-биографическая повесть.
44. Агиографическая традиция и художественная природа "Жития" протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в "Житии".
45. Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум - идеолог раскола.
46. Стиль "Жития" протопопа Аввакума. Символика в художественной структуре произведения. Юмор протопопа Аввакума.
47. "Смута" в Московском государстве и ее отражение в исторической литературе XVII в. ("Новая повесть о преславом Россиийском царстве", "Сказание" Авраамия Палицына, "Плач о пленение и о конечном разорении Московского государства" и др.).
48. Открытие человеческого характера в исторической литературе начала XVII в. (Хронограф 1617 г., "Временник" И. Тимофеева, Летописная книга).
49. "Повесть о Горе-Злочастии". Характер художественного обобщения в повести. Конфликт. Традиции устного народного творчества.
50. "Повесть о Савве Грудцыне". Беллетризация сюжета, тема двойничества и причины ее появления в повести, сочетание светского и религиозного начал. Авторская позиция. Средства ее выражения в повести.
51. "Повесть о Фроле Скобееве" как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.
52. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.
53. Возникновение русского театра.
54. Сатирическая литература XVII века.
смотри также
 версия для печати
   
 
    наверх
  главная     либерея     теория     студенту     ссылки     поиск  
  
 
историко - литературный портал
  "Древнерусская литература"
             © 2002 - 2003
при поддержке кафедры русской
 литературы и фольклора КемГУ

                             powered by parser3

відгуки білюкс отзывы